Реабилитация людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) является актуальной проблемой для общества и приоритетным направлением государственной социальной политики, в том числе в части реализации Программы по созданию безбарьерной (доступной) среды для инвалидов и маломобильных групп населения. Безбарьерная (доступная) среда – это обычная среда, дооборудованная с учетом потребностей, возникающих в связи с инвалидностью, и позволяющая людям с особыми потребностями вести независимый образ жизни и способствующая наиболее полному развитию способностей и максимальной интеграции инвалидов в общество.
Отчет МБДОУ № 275 об организации доступной среды
Нормативные документы международного и федерального значения
Конституция Российской Федерации
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»
Федеральный закон № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (с изменениями на 29.07.2017)
Концепция развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года
Конвенция о правах инвалидов, принятая Генеральной Ассамблеей ООН резолюцией от 13.12.2006 № 61/106
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть 2, статья 1065 «Предупреждение причинения вреда»)
Нормативные акты местного самоуправления
Локальные документы МБДОУ
МБДОУ № 275 паспорт доступности
Специально оборудованные учебные кабинеты, Объекты для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ:
В МБДОУ для воспитанников с ОВЗ (дети с тяжелыми нарушениями речи группы профилактики и коррекции речевых нарушений) оборудованы два логопедических кабинета. Для работы с детьми с особенностями развития личностной и познавательной сферы оборудован кабинет педагога-психолога. Для работы с детьми с особыми образовательными потребностями кабинеты педагога-психолога и учителей-логопедов оснащены техническими средствами обучения (электронным, интерактивным и сенсорным оборудованием) и коррекционным оборудованием. Реализуется адаптированная образовательная программа для воспитанников с ОВЗ старшей и подготовительной групп.
Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья:
Специальные объекты спорта, предназначенные для инвалидов и маломобильных граждан отсутствуют.
В детском саду оборудован физкультурный зал для полноценной двигательной деятельности детей, формирования основных двигательных умений и навыков, повышения функциональных возможностей детского организма, развития физических качеств и способностей. В зале в наличии есть все необходимое оборудование и спортивный инвентарь для ведения физкультурно-оздоровительной работы: детские спортивные тренажеры (беговая дорожка, велотренажер, силовой тренажер), гимнастическая стенка, гимнастические скамейки, доска ребристая, обручи, палки гимнастические, скакалки, кегли, мячи, гимнастические маты. Оборудование и инвентарь соответствует правилам охраны жизни и здоровья детей, требованиям гигиены и эстетики, СанПиН. Размеры и конструкции оборудования и пособий отвечают анатомо-физиологическим особенностям детей, их возрасту.
Прогулочные площадки каждой возрастной группы оборудованы игровым и спортивным оборудованием.
Библиотеки, приспособленные для использования
инвалидами и лицами с ОВЗ:
В МБДОУ отсутствует отдельное помещение, отведенное под библиотеку. Книжный фонд, который имеется в дошкольном учреждении, располагается в методическом кабинете и в групповых помещениях и насчитывает более 370 наименований.
Методический кабинет оснащен необходимыми для обеспечения воспитательно-образовательного процесса пособиями, литературой, картинами, играми, художественной литературой, мультимедийным оборудованием, которые подобраны в соответствии с образовательными областями: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие. В каждом групповом помещении выделено и оснащено детской художественной и познавательной литературой место под библиотеку для воспитанников МБДОУ в соответствии с их возрастными особенностями.
Обеспечение беспрепятственного доступа в здание образовательной организации:
Инвалиды и лица с ОВЗ небольшой и средней тяжести могут участвовать в образовательном процессе ДОУ на общих основаниях. Для обеспечения доступа в здание образовательной организации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в учреждении имеются поручни, пандусы, доступны как группы первого этажа, так и второго (крое детей -инвалидов, передвигающихся с помощью инвалидного кресла-коляски)
Конструктивные особенности здания МБДОУ не предусматривают наличие подъемников, устройства для закрепления инвалидных колясок, поручни внутри помещений, приспособления для туалета/душа, кровати и матрасы специализированного назначения иные приспособления, обеспечивающие доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в образовательной организации.
Входная площадка имеет навес, дублирование необходимой для инвалидов, имеющих стойкие расстройства функции зрения, зрительной информации – звуковой информацией, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации – знаками, выполненными рельефноточечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне. Здание оснащено системой противопожарной сигнализации и световым табло «Выход», видеонаблюдением.
Доступ к кабинетам администрации, методическому и медицинскому кабинетам, туалету обеспечен посредством предоставления сопровождающего лица. Для удобства ориентирования слабовидящих людей на каждом лестничном марше по краю первой и последней ступеньки имеется контрастная стрелка направления пути на фоне ярко-жёлтого цвета.
Условия питания обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
В учреждении организовано сбалансированное питание в соответствии с основным организованным меню, утвержденным заведующим учреждением.
Питание детей осуществляется в соответствии с действующими Санитарно-эпидемиологическими требованиями к организации общественного питания населения (СанПиН 2.3/2.4.3590-20, утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 127.10.2020г.) Настоящее меню рассчитано на пятиразовое питание (завтрак, второй завтрак, обед, полдник, ужин). Меню разработано с учетом возрастных особенностей детей от 2 до 3 и от 3 до 7лет.
Питание является полноценным, разнообразным по составу продуктов и удовлетворяет физиологические потребности растущего организма в основных пищевых веществах. Ежемесячно проводится анализ питания по натуральным нормам, подсчитывается калорийность.
Создание отдельного меню для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья не осуществляется.
Специальные условия охраны здоровья:
Основной задачей медицинского и педагогического персонала учреждения является четкая организация работы по наблюдению за состоянием здоровья детей и проведение профилактических мероприятий, направленных на обеспечение правильного физического и нервно-психического развития, а также снижение заболеваемости детей. Санитарно-гигиеническое состояние МБДОУ соответствует требованиям СанПин 2.4.3648-20, световой, воздушный и питьевой режимы соблюдаются. В детском саду имеются медицинский и процедурный кабинеты, оборудованные в соответствии с нормативными требованиями.
С целью снижения заболеваемости проводятся профилактические и закаливающие мероприятия (утренняя и корригирующая гимнастика с использованием дыхательных упражнений, воздушные ванны, правильная организация прогулки, соблюдение температурного режима в течение дня). Для детей с ОВЗ специально организован образовательный процесс по адаптированной образовательной программе, щадящий двигательный режим, обследование медицинской комиссией, психолого-педагогическим консилиумом.
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья:
В МБДОУ создано единое информационное пространство, оснащенное электронной почтой, локальной сетью, выходом в Интернет, действует официальный сайт. В целях обеспечения доступности к информационным материалам, на сайте МБДОУ создана альтернативная версия сайта для инвалидов по зрению. Интернет используется для следующих целей:
- информационная поддержка и создание творческих работ педагогов и воспитанников МБДОУ (в том числе групп компенсирующей направленности с соблюдением санитарных требований);
- работа с компьютерными справочниками, электронными библиотеками;
- поиск дополнительной информации (текстовой, видео- и музыкальной) по всем дисциплинам учебных планов;
- самообразование педагогов МБДОУ;
- участие в онлайн-коференциях и вебинарах, просмотров онлайн-занятий и других педагогических мероприятий педагогов МБДОУ;
- просмотр познавательно-образовательных программ для воспитанников (в том числе групп компенсирующей направленности с соблюдением санитарных требований).
Доступ к информационным системам и информационно-коммуникативным сетям осуществляется в методическом кабинете, кабинете заведующего.
Информационная база оснащена:
— электронной почтой
— локальной сетью
— выходом в интернет
— разработан и действует сайт ДОУ, который адаптирован для слабовидящих
Имеется сетевая точка выхода в интернет. В свободное от работы время каждый педагог имеет возможность воспользоваться техническими и сетевыми ресурсами для выполнения воспитательно-образовательных задач.
В ДОУ нет электронных образовательных ресурсов, самостоятельный доступ к которым обеспечивается обучающимися.
Средства сетевого взаимодействия поддерживают оперативный обмен информацией в режиме электронной почты. Почта активно используется для электронного документооборота, сбора и обмена управленческой, статистической информации.
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья:
Для повышения качества педагогического процесса в МБДОУ используются электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ОВЗ: мультимедийные презентационные материалы, обучающие программы, обучающие фильмы, мультфильмы, звуковые файлы (музыка и аудиокниги) и др. Мультимедийное оборудование и электронные образовательные ресурсы активно используются на занятиях по развитию математических, экологических представлений, художественному творчеству, музыке, в психолого-коррекционной работе, в логопедической коррекции, на родительских собраниях, педагогических советах, семинарах, досуговых мероприятиях, мастер-классах.
Мультимедийное оборудование активно используется на родительских собраниях, городских методических объединениях, досуговых мероприятиях, мастер-классах. Педагоги активно участвуют в разработке электронных образовательных ресурсов (мультимедийных презентаций) для занятий с детьми разных возрастов и индивидуальных потребностях. Накоплена медиатека ЭОР, включающая развивающие презентации, мультфильмы, звуковые файлы (музыка и аудиокниги).
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования:
В МБДОУ имеются в наличии специальные технические средства обучения для коллективного и индивидуального пользования инвалидов и лиц с ОВЗ (воспитанников с тяжелыми нарушениями речи): интерактивные доски, интерактивный стол, интерактивная стена, интерактивный пол.
Наличие условий для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат:
Общежития и интерната в МБДОУ НЕТ
Количество жилых помещений в общежитии, интернате, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья:
Общежития и интерната в МБДОУ НЕТ