Доступная среда

Реабилитация людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) является актуальной проблемой для общества и приоритетным направлением государственной социальной политики, в том числе в части реализации Программы по созданию безбарьерной (доступной) среды для инвалидов и маломобильных групп населения. Безбарьерная (доступная) среда – это обычная среда, дооборудованная с учетом потребностей, возникающих в связи с инвалидностью, и позволяющая людям с особыми потребностями вести независимый образ жизни и способствующая наиболее полному развитию способностей и максимальной интеграции инвалидов в общество.

Отчет МБДОУ № 275 об организации доступной среды

Нормативные документы международного и федерального значения

Конституция Российской Федерации

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»

Федеральный закон № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (с изменениями на 29.07.2017)

Федеральный закон от 01.12.2014 № 419 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов»

Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»

Постановление Правительства Российской Федерации от 29.03.2019 № 363 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда»

Концепция развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года

Конвенция о правах инвалидов, принятая Генеральной Ассамблеей ООН резолюцией от 13.12.2006 № 61/106

Гражданский кодекс Российской Федерации (часть 2, статья 1065 «Предупреждение причинения вреда»)

Приказ Минобрнауки России от 09.11.15 № 1309 «Об утверждении Порядка обеспечения для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи»

Письмо Минобрнауки РФ от 12.02.2016 № ВК-270/07 «Об обеспечении условий доступности для инвалидов объектов и услуг в сфере образования»

Методика паспортизации и классификации объектов и услуг с целью их объективной оценки для разработки мер, обеспечивающих доступность

Методическое пособие для получения (инструктирования) сотрудников учреждений МСЭ и других организаций по вопросам обеспечения доступности для инвалидов услуг и объектов, на которых они предоставляются, оказания при этом необходимой помощи

Нормативные акты местного самоуправления

Постановление Правительства Ростовской области от 15.10.2018 № 639 «Об утверждении государственной программы Ростовской области «Доступная среда»

Постановление Правительства Ростовской области от 22.06.2021 № 490 «Об утверждении Плана мероприятий («дорожной карты») «Повышение значений показателей доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг в установленных сферах деятельности на 2021-2030 годы»

Локальные документы МБДОУ

МБДОУ № 275 паспорт доступности

Специально оборудованные учебные кабинеты, Объекты для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ:

В МБДОУ для воспитанников с ОВЗ (дети с тяжелыми нарушениями речи группы профилактики и коррекции речевых нарушений) оборудованы два логопедических кабинета. Для работы с детьми с особенностями развития личностной и познавательной сферы оборудован кабинет педагога-психолога. Для работы с детьми с особыми образовательными потребностями кабинеты педагога-психолога и учителей-логопедов оснащены техническими средствами обучения (электронным, интерактивным и сенсорным оборудованием) и коррекционным оборудованием. Реализуется адаптированная образовательная программа для воспитанников с ОВЗ старшей и подготовительной групп.

 

Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья:

Специальные объекты спорта, предназначенные для  инвалидов и маломобильных граждан отсутствуют.

В детском саду оборудован физкультурный зал для полноценной двигательной деятельности детей, формирования основных двигательных умений и навыков, повышения функциональных возможностей детского организма, развития физических качеств и способностей. В зале в наличии есть все необходимое оборудование и спортивный инвентарь для ведения физкультурно-оздоровительной работы: детские спортивные тренажеры (беговая дорожка, велотренажер, силовой тренажер), гимнастическая стенка, гимнастические скамейки, доска ребристая, обручи, палки гимнастические, скакалки, кегли, мячи, гимнастические маты. Оборудование и инвентарь соответствует правилам охраны жизни и здоровья детей, требованиям гигиены и эстетики, СанПиН. Размеры и конструкции оборудования и пособий отвечают анатомо-физиологическим особенностям детей, их возрасту.

Прогулочные площадки каждой возрастной группы оборудованы игровым и спортивным оборудованием.

Библиотеки, приспособленные для использования

инвалидами и лицами с ОВЗ:

В МБДОУ отсутствует отдельное помещение, отведенное под библиотеку. Книжный фонд, который имеется в дошкольном учреждении, располагается в методическом кабинете и в групповых помещениях и насчитывает более 370 наименований.

Методический кабинет оснащен необходимыми для обеспечения воспитательно-образовательного процесса пособиями, литературой, картинами, играми, художественной литературой, мультимедийным оборудованием, которые подобраны в соответствии с образовательными областями: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие. В каждом групповом помещении выделено и оснащено детской художественной и познавательной литературой место под библиотеку для воспитанников МБДОУ в соответствии с их возрастными особенностями.

Обеспечение беспрепятственного доступа в здание образовательной организации:

Инвалиды и лица с ОВЗ небольшой и средней тяжести могут участвовать в образовательном процессе ДОУ на общих основаниях. Для обеспечения доступа в здание образовательной организации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в учреждении имеются поручни, пандусы, доступны как группы первого этажа, так и второго (крое детей -инвалидов, передвигающихся с помощью инвалидного кресла-коляски)

        Конструктивные особенности  здания  МБДОУ не предусматривают наличие подъемников, устройства для закрепления инвалидных колясок, поручни внутри помещений, приспособления для туалета/душа, кровати и матрасы специализированного назначения иные приспособления, обеспечивающие доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в образовательной организации.

Входная площадка имеет навес, дублирование необходимой для инвалидов, имеющих стойкие расстройства функции зрения, зрительной информации – звуковой информацией, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации – знаками, выполненными рельефноточечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне. Здание оснащено системой противопожарной сигнализации и световым табло «Выход», видеонаблюдением.

Доступ к кабинетам администрации, методическому и медицинскому кабинетам, туалету обеспечен посредством предоставления сопровождающего лица. Для удобства ориентирования слабовидящих людей на каждом лестничном марше по краю первой и последней ступеньки имеется контрастная стрелка направления пути на фоне ярко-жёлтого цвета.

Условия питания обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

В учреждении организовано сбалансированное  питание в соответствии с основным организованным меню, утвержденным заведующим учреждением.

Питание детей  осуществляется в соответствии с действующими Санитарно-эпидемиологическими  требованиями к организации общественного питания населения (СанПиН 2.3/2.4.3590-20, утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 127.10.2020г.)  Настоящее меню рассчитано на пятиразовое питание (завтрак, второй завтрак, обед, полдник, ужин). Меню разработано с учетом возрастных особенностей  детей от 2 до 3  и от 3 до 7лет.

Питание является полноценным, разнообразным по составу продуктов и удовлетворяет физиологические потребности растущего организма в основных пищевых веществах. Ежемесячно проводится анализ питания по натуральным нормам, подсчитывается калорийность.
Создание отдельного меню для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья не осуществляется.

Специальные условия охраны здоровья:

Основной задачей медицинского и педагогического персонала учреждения является четкая организация работы по наблюдению за состоянием здоровья детей и проведение профилактических мероприятий, направленных на обеспечение правильного физического и нервно-психического развития, а также снижение заболеваемости детей. Санитарно-гигиеническое состояние МБДОУ соответствует требованиям СанПин 2.4.3648-20, световой, воздушный и питьевой режимы соблюдаются. В детском саду имеются медицинский и процедурный кабинеты, оборудованные в соответствии с нормативными требованиями.

С целью снижения заболеваемости проводятся профилактические и закаливающие мероприятия (утренняя и корригирующая гимнастика с использованием дыхательных упражнений, воздушные ванны, правильная организация прогулки, соблюдение температурного режима в течение дня). Для детей с ОВЗ специально организован образовательный процесс по адаптированной образовательной программе, щадящий двигательный режим, обследование медицинской комиссией, психолого-педагогическим консилиумом.

Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья:

В МБДОУ создано единое информационное пространство, оснащенное электронной почтой, локальной сетью, выходом в Интернет, действует официальный сайт. В целях обеспечения доступности к информационным материалам, на сайте МБДОУ создана альтернативная версия сайта для инвалидов по зрению. Интернет используется для следующих целей:

  • информационная поддержка и создание творческих работ педагогов и воспитанников МБДОУ (в том числе групп компенсирующей направленности с соблюдением санитарных требований);
  • работа с компьютерными справочниками, электронными библиотеками;
  • поиск дополнительной информации (текстовой, видео- и музыкальной) по всем дисциплинам учебных планов;
  • самообразование педагогов МБДОУ;
  • участие в онлайн-коференциях и вебинарах, просмотров онлайн-занятий и других педагогических мероприятий педагогов МБДОУ;
  • просмотр познавательно-образовательных программ для воспитанников (в том числе групп компенсирующей направленности с соблюдением санитарных требований).

Доступ к информационным системам и информационно-коммуникативным сетям осуществляется в методическом кабинете, кабинете заведующего.

Информационная база оснащена:

— электронной почтой
— локальной сетью
— выходом в интернет
— разработан и действует сайт ДОУ, который адаптирован для слабовидящих

Имеется сетевая точка выхода в интернет. В свободное от работы время каждый педагог имеет возможность воспользоваться техническими и сетевыми ресурсами для выполнения воспитательно-образовательных задач.

В ДОУ нет электронных образовательных ресурсов, самостоятельный доступ к которым обеспечивается обучающимися.

Средства сетевого взаимодействия поддерживают оперативный обмен информацией в режиме электронной почты. Почта активно используется для электронного документооборота, сбора и обмена управленческой, статистической информации.

Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья:

Для повышения качества педагогического процесса в МБДОУ используются электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ОВЗ: мультимедийные презентационные материалы, обучающие программы, обучающие фильмы, мультфильмы, звуковые файлы (музыка и аудиокниги) и др. Мультимедийное оборудование и электронные образовательные ресурсы активно используются на занятиях по развитию математических, экологических представлений, художественному творчеству, музыке, в психолого-коррекционной работе, в логопедической коррекции, на родительских собраниях, педагогических советах, семинарах, досуговых мероприятиях, мастер-классах.

Мультимедийное оборудование активно используется на родительских собраниях, городских методических объединениях, досуговых мероприятиях, мастер-классах. Педагоги активно участвуют в разработке электронных образовательных ресурсов (мультимедийных презентаций) для занятий с детьми разных возрастов и индивидуальных потребностях. Накоплена медиатека ЭОР, включающая развивающие презентации, мультфильмы, звуковые файлы (музыка и аудиокниги).

Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования:

В МБДОУ имеются в наличии специальные технические средства обучения для коллективного и индивидуального пользования инвалидов и лиц с ОВЗ (воспитанников с тяжелыми нарушениями речи): интерактивные доски, интерактивный стол, интерактивная стена, интерактивный пол.

Наличие условий для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат:

Общежития и интерната в МБДОУ НЕТ

Количество жилых помещений в общежитии, интернате, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья:

Общежития и интерната в МБДОУ НЕТ