МО логопедов

«Образовательная и психотерапевтическая кинезиология в развитии речи старших дошкольников».

Делинская Лариса Анатольевна.

Значительную долю воспитанников нашего дошкольного учреждения составляют дети с общим недоразвитием речи.  Поэтому, особое внимание в педагогической работе уделяется сохранению и укреплению здоровья детей, а также коррекции отклонений в физическом, речевом и психическом развитии воспитанников.

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психологического здоровья. До 7 лет человек проходит огромный путь развития неповторяемый на протяжении последующей жизни. Среди множества факторов, оказывающих влияние на рост, развитие и состояние здоровья ребёнка, двигательной активности принадлежит едва ли не основная роль. От степени развития естественной потребности ребенка в движении во многом зависят развитие двигательных навыков, памяти, восприятия, эмоции, мышления. Поэтому очень важно обогащать двигательный опыт ребёнка, который составляет его двигательный статус.

Одним из универсальных методов является кинезиология – наука о развитии умственных способностей через определенные двигательные упражнения. И именно они позволяют создать новые нейронные связи и улучшить работу головного мозга, отвечающего за развитие психических процессов и интеллекта. Развитие интеллекта напрямую зависит от сформированности полушарий головного мозга, их взаимодействия.

Кинезиологические упражнения дают как немедленный, так и кумулятивный, т. е. накапливающийся эффект. Самый благоприятный период для интеллектуального развития – это возраст до 12 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована.

В связи с улучшением интегративной функции мозга у многих детей при этом наблюдается значительный прогресс в обучении, а так же в управлении своими эмоциями.

Применение в логопедической работе кинезиологических упражнений и приёмов мы пробуждаем интерес к занятиям, формируем умение понимать словесные инструкции, развиваем темпо-ритмическую, интонационную речь, внимание, память, обогащаем словарный запас, формируем связную речь.    Данная методика позволяет выявить скрытые способности человека и расширить границы возможностей деятельности его мозга.

Оценив, какое положительное воздействие оказывают кинезиологические упражнения на развитие ребёнка, мы стали применять их и в логопедической практике, в качестве коррекции недостатков речевого развития у детей с ОНР.

Практическая значимость использования кинезиологических упражнений состоит в том, что система оригинальных упражнений и игр, помогает целостно развивать не только психофизическое здоровье детей дошкольного возраста, но и развивать, исправлять недостатки устной речи, а также, в последствие, предупредить нарушения чтения и письма будущих школьников.

Из всего многообразия кинезиологических упражнений на логопедических занятиях применяем те, которые направлены на развитие речи детей: коррекции нарушений звукопроизношения; фонематического слуха; лексико-грамматического строя речи.

Кинезиологические приёмы, которые мы использовали в логопедической практике:

  • артикуляционные упражнения;
  • дыхательные упражнения;
  • упражнения на звукоразличение (восприятие и дифференциация звуков);
  • сопряженная гимнастика (одновременная работа мелкой моторики пальцев рук и артикуляционных органов);
  • упражнения, направленные на развитие общей и мелкой моторики.

Важно отметить, что последовательное соединение кинезиологических упражнений с приёмами и методами логопедического воздействия, переходит в один игровой приём.

Кинезиологические упражнения используем в непосредственно образовательной деятельности, на  фронтальных, индивидуально-подгрупповых занятиях по развитию и коррекции речи.

Мы составили комплексы кинезиологических упражнений, используемых в логопедической работе:

кнопки мозга – для активизации кровоснабжение головного мозга и работа обоих его полушарий, повышается концентрация внимания, улучшается восприятие сенсорной информации.

перекрестные движения – помогает активизироваться для выполнения любой деятельности

сова – стимулирует внутреннюю речь, внимание, память.

— помпа — способствует развитию речи и языковых способностей, понимающего слушания, чтения, формирует навыки достижения результата.

— энергетическая зевота – для улучшения функции голосовых связок, речь становится четче.

— восьмерки — включаются оба полушария головного мозга, вследствие чего улучшается концентрация внимания, письма, чтения.

 — крюки — способствуют наиболее эффективному учению.

Сравнительные результаты диагностики устной речи дошкольников показали, что использование кинезиологических упражнений влияет не только на развитие умственных способностей и физического здоровья, а также позволяет активизировать различные отделы коры больших полушарий, что способствует развитию и коррекции проблем в развитии речи ребёнка, повысить речевую активность, облегчить процесс чтения и письма. В частности, применение данного метода позволяет улучшить у ребенка:

  • звукопроизношение (подготовить органы артикуляции к постановке звуков, формировать правильное речевое дыхание, автоматизировать поставленные звуки изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях);
  • фонематические процессы (нормализовать темп и ритм речи, умение различать звуки, определять их количество и последовательность звуков в слове);
  • лексико-грамматический строй речи (обогащать словарный запас, формировать навыки словоизменения, словообразования).

 

Метод кинезиологии влияет не только на психическое и физическое здоровье, он позволяет активизировать различные отделы коры больших полушарий, что способствует развитию интеллектуальных способностей человека. В частности, применение данного метода позволяет улучшить у ребенка, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю, стрессоустойчивость.